Проблема пиратства не перестает оставаться "головной болью" международного сообщества. Масштабы разбойных нападений на суда вынуждают говорить о том, что вопрос противодействия пиратству сопоставим с борьбой с терроризмом и наркотрафиком. Однако, проблему пиратов можно решить, если бы это было выгодно мировому сообществу.
Неделю назад президент РФ Дмитрий Медведев выступил с "революционным" предложением создать Международный уголовный трибунал по противодействию пиратству, что позволит в итоге унифицировать вопросы, связанные с судебным наказанием морских разбойников. Это предложение российского лидера поддержали Нидерланды. Между тем США и Великобритания довольно холодно отнеслись к этой инициативе Д.Медведева, полагая, что эффективнее преследовать и искоренять пиратство каждой стране поодиночке, применяя собственное "антипиратское" законодательство.
Можно ли говорить о том, что предложение Д.Медведева изначально торпедируется и встречает сопротивление США. Да, конечно. Но стоит также признать, что сегодня представители высших политических и военных кругов РФ не выказывают особого рвения в борьбе с пиратством, заявляя по традиции, что дело это, с точки зрения финансов, обременительно, что законодательство по морскому праву с РФ прописано не четко и, в конце концов, любые радикальные предложения Москвы по противодействию пиратство могут быть критически встречены международной общественностью, а РФ, мол, не нужен новый политический скандал.
Президент Ассоциации Международного морского права, судья Международного трибунала ООН по морскому праву Анатолий Колодкин с горечью вздохнул, когда увидел на пресс-конференции в пятницу лишь горстку журналистов, у которых обнаружился интерес к проблеме борьбы с пиратством.
"Пусть хоть столько", - посетовал он. По его словам, он ничуть не удивлен отсутствием аншлага, и тут же заметил, что он чувствовал себя более неловко, когда представители МИД РФ на недавней встрече с иностранными дипломатами не стеснялись говорить о том, что у РФ нет флота, нет средств бороться с пиратством. "Миф о неуязвимости сомалийских пиратов придумали ленивые политики и военные. У России есть флот – это порядка 1500 судов, которые ходят под флагом нашей страны, и еще порядка 150 судов, которые ходят под иностранными флагами. Деньги на борьбу с пиратством есть", - подчеркнул А.Колодкин.
При этом он напомнил, что первый пиратский инцидент в Аденском проливе произошел именно с участием российского баркаса, который следовал из Новороссийска через Черное, Средиземное моря, Суэцкий канал, минуя Аденский пролив в конечный пункт назначения – порт Находка.
"Сегодня Новороссийск по-прежнему остается главным портом страны. Поэтому проблема пиратства должна волновать нас в первую очередь", - отмечает А.Колодкин.
"Но Аденский залив – это вчерашний день. Зона действия пиратов сейчас охватывает порядка 2,5 млн кв км. Сейчас это Сейшельские острова, Мозамбик, Арабский залив, значительная часть Индийского океана. Две трети пиратских нападений в 2009 г осуществлены именно сомалийскими пиратами, - говорит он. – Поэтому вполне закономерно, что в патрулировании зоны действия сомалийских пиратов задействованы ВМФ практически всех крупных мировых держав, таких как США, Великобритания, Франция, Германия, Япония, РФ, Китай и даже Малайзия. Сопровождение торговых судов осуществляет сейчас порядка 35 военных кораблей, из которых 4-5 – российские суда, в том числе небезызвестный "Неустрашимый", - рассказывает А.Колодкин.
А.Колодкин заявил, что все разговоры о том, что мешает ловить морских разбойников отсутствие соответствующей законодательной базы – ложь."7 глава устава ООН, статья 142 четко формулирует, что можно посылать вооруженные силы, военные подразделения в зону пиратства", - указывает он.
Другое дело, что те же судовладельцы с опаской относятся к тому, чтобы при освобождении торговых судов от пиратов применялись военные операции, ведь в ходе боев могут быть жертвы из числа членов команды, а также повреждено судно. "Все решаемо, при желании, конечно", - отмечает А.Колодкин.
Сейчас обсуждение ведется на уровне контактной группы, которая создана по инициативе госсекретаря США Хилари Клинтон. Контактная группа включает в себя 4 рабочих группы. Первая занимается выработкой политических и силовых мер при ведении борьбы с пиратством. Ведущая роль здесь принадлежит Великобритании и США. В рамках этой группы обсуждаются, в том числе, и наземные операции против пиратов.
Правовые вопросы борьбы с пиратством отданы на откуп Дании. "В рамках этой второй группы как раз идет дискуссия по созданию международного уголовного трибунала по пиратству", - говорит А.Колодкин.
Третья группа ведет переговоры с судовладельцами, суда которых являются потенциальной мишенью для пиратов. Здесь всем руководят также США и Великобритания. На работе этой группы следует остановиться подробнее. Вооруженные нападения пиратов на обезоруженных моряков закономерно порождают вопрос о том, а почему бы в этом случае не дать разрешить команде корабля иметь при себе пистолеты и автоматы для адекватного отражения атаки морских разбойников? "Вооружать торговые корабли категорически нельзя. Как прописано в Гаагской конвенции 1907 г, вооружить судно можно только в том случае, если капитан судна является офицером ВМФ, а сам корабль входит в состав ВМФ той или иной страны", - обращает внимание А.Колодкин. "Но те же французы и испанцы нашли "лазейку" и придумали как защитить от захватов своих моряков. Первые – ставят спецназ на свои торговые корабли, когда судно находится в море, а не в порту. Вторые – привлекают частные охранные фирмы для этих целей", - говорит он. Конечно, дополнительная вооруженная охрана торговых судов требует денег. Но кто сказал, что человеческая жизнь ничего не стоит? Конечно, легче свалить ответственность за охрану судов от пиратства на владельцев судов и страховщиков, если вопрос об освобождении команды решается только посредством выкупа. Но каждое уважающее себя государство должно быть заинтересовано в сохранении жизни своих граждан, тех же моряков. Это вопрос даже не морали, а если хотите, большой политики, вопрос, который формирует имидж того или иного государства в международном сообществе.
При этом А.Колодкин обратил внимание на то, в практике международного морского пароходства творятся "архаичные вещи". "Например, это изменение регистрации судна, смена флага без должного уведомления государств. Я еще с середины 80- х гг настаивал на изменении регистрации морских судов, чтобы сделать всю систему прозрачной. Кстати, для РФ этот вопрос более актуален, чем для СССР. Сегодня порядка 25-28 тыс российских моряков плавают на судах с иностранным флагом, для сравнения, на российских судах плавают – 50 тыс наших моряков", - рассказывает А.Колодкин.
И, наконец, четвертая группа созывается Египтом и привлекает дипломатов к разрешению очередного пиратского инцидента. Кстати, случай с Arctic Sea как раз разбирался на уровне этой четвертой группы.
Касаясь судебного разбирательства над 8 захватчиками судна "Арктик Си" А.Колодкин, привыкший давать очень подробные ответы на все вопросы, лишь сообщил, что "их судят".
Эксперт отметил, что в Уголовном кодексе РФ есть статья 227 /часть 3-я/, которая позволяют уже сегодня довольно жестко "разбираться" с пиратами, было бы желание ее применять. При этом А.Колодин тут же напоминает, что в принятой в 1887 г в США Конституции уже в 1 ст разделе 8 пункте 10 четко говорится о том, что пиратство в открытом море должно жестко караться, причем до 1948 г наказание по этой статье предполагало смертную казнь, а последние 60 лет действует наказание в виде пожизненного заключения. "Американцы пользуются этой антипиратской статьей довольно убедительно, и, в том числе, поэтому не хотят решения проблем с пиратством через международный уголовный трибунал, на чем собственно настаивает наш президент", - говорит А.Колодкин.
Трудно удержаться от предположения о том, что нежелание российского политического и военного истеблишмента заниматься "хлопотным" делом борьбы с пиратством, заставляет Д.Медведева привязать РФ к некой международной структуре, тому же уголовному морскому трибуналу, чтобы хоть как-то встроиться в антипиратскую кампанию
prime-tass.ru
Реклама
Сборка без сварки, подразумевает собой в первую очередь
металлические ограждения и заборы - Область применения , ограждения общественных зданий, производственных и складских территорий, спортивных сооружений, игровых площадок, парков, школ и частных владений.
Ограждения представляют собой секционные панели, изготовленные точечной сваркой из стальной оцинкованной проволоки с высококачественным порошковым покрытием. Панели крепятся на столбах крепежными элементами без применения сварки.