Ныне действующий принцип распределения квот в рыбной отрасли не только создал экономическую основу для браконьерства, но и стал главной загвоздкой в попытках российских предприятий, в том числе Северодвинска, строить новые суда для рыбопромышленного флота. Об этом шла речь на состоявшейся в Архангельске Арктической региональной конференции.
Почему Россия сама не строит новые рыболовные суда? Этот вопрос на конференции поднял заместитель начальника планово-экономического отдела ФГУП "Центр судоремонта "Звездочка"
Василий Гришин.
- Наше предприятие начало заниматься строительством новых рыбопромысловых судов в 1993 году. Уже тогда состояние флота вызывало большую тревогу. Сегодня техническое состояние судов, которые добывают рыбу, - это состояние, близкое к трагедии, - подчеркнул Гришин.
Для решения проблемы Василий Дмитриевич предложил провести целый комплекс мер. Например, освободить предприятия от уплаты таможенных платежей и НДС на импортное оборудование, аналогов которого в России не производится, и за счет этого снизить себестоимость судна, строящегося в нашей стране. Однако самое важное - это кардинальное изменение ситуации с распределением квот.
- В 1995 году мы вышли на рынок с проектом траулера 50010. С тех пор построили два судна, которые успешно эксплуатируются в Баренцевом и Норвежском морях, - продолжает Василий Гришин.
- Мы было заключили договор о строительстве еще трех судов... Но если раньше квоты распределялись на двух уровнях (федеральном и областном), то затем область лишили этого права, а соответственно она потеряла возможность поддержать свои рыбопромысловые предприятия. В результате наш заказчик (архангельское предприятие), не имея квотной поддержки, вынужден был расторгнуть договор. Суда до сих пор стоят у нас на стапелях, причем готовность одного из них - более 95 процентов. Недавний визит председателя Госкомрыболовства
Андрея Крайнего дал надежду, что это судно найдет хозяина. Позицию северодвинцев поддержал председатель конференции - ответственный секретарь Морской коллегии при правительстве РФ
Александр Балыбердин.
- Давно заботил один простой вопрос: где же то ключевое звено, что позволит сдвинуть с мертвой точки строительство новых судов для рыбопромыслового флота? Решения-то принимались правильные, но большинство из них не выполнялось. По моему убеждению, впервые слова правды прозвучали в этом году на госсовете в Астрахани. Ключевое звено - это норма 166-го закона РФ, которая ввела исторический принцип распределения квот, - отметил Александр Леонидович. Суть принципа: тот, кто пять лет осваивал выделенные квоты, получает право на освоение и в последующие пять лет. Такой порядок завели в 2002 году, а через два года его закрепили на законодательном уровне. - В итоге вышло: те, кто получил квоты, стали "квотными рантье", - продолжает Балыбердин.
- Этим "рантье" незачем самим ходить в море. Они просто заключают соглашение о совместной деятельности, а в море идут другие - те, кто купил у них квоты. Им приходится делать все, чтобы оправдать деньги, которые они заплатили "рантье". Окупить вложенные финансы сложно, поэтому в результате создается экономическая основа для браконьерства. Второй момент: те, кто приобрел у "рантье" квоты и ходит сам в море, на деле едва сводят концы с концами. У них нет денег, чтобы строить новые суда. Вот здесь и кроется экономическая причина того, что на наших заводах новые корабли для рыбопромышленного флота не строятся. Александр Балыбердин полагает: после того как Госкомрыболовство стало самостоятельной структурой, а главой комитета назначен Андрей Крайний, квотные вопросы будут решены. Хотя...
- Это стратегическая задача государства, такая же, как борьба с терроризмом. За один день, конечно, мы не победим, потому что стоят за всем этим большие деньги, большие группировки... Но если в ближайшие полгода мы не изменим 166-й закон, эта браконьерско-бандитская схема сохранится еще на пять лет, - заключил Балыбердин.
Правда Севера
Надежда Шилова