Какие корабли нам нужны на море?
Когда в Азово-Черноморье один за другим недавно стали тонуть корабли, в кулуарах флотского совещания неожиданно услышал… мечтательное: «Вот бы Михалкова пригласить! Пусть снимет фильм об этом. А то показывают и рассказывают с телеэкранов чепуху всякую…» Почему именно Михалкова? Оказывается, у Никиты Сергеевича – «морская душа»: срочную матросскую службу он проходил в свое время у известного донского морехода Прокопа Прокоповича Шестакова. Михалков поддерживал контакты со своим командиром и когда тот, оставив по возрасту военно-морскую службу на Камчатке, вернулся в областной центр Дона, преподавал в местный мореходке.
- А еще именно в наших краях недавно закончила свой век незабвенная «Ласточка» - парадовский параход из «Жестокого романса», - напомнил представитель Ростовского-на-Дону морского собрания Сергей Ничипорюк. – Отправили ее на металлолом. Но мечтать, как говорится, не вредно: творческой командировки маэстро к нам, насколько мне известно, пока не ожидается.
Раритетный пароход, конечно, жалко. Но куда логичней, наверное, что сырьем для мартеновского станет часть «Титаников по-керченски», старых трудяг-кораблей, которых в Азово-Черноморье недавно потрепал изрядно шторм.
Прибой, крики чаек, мелодия волн – это удел романтиков, того же киношного Парадова (Михалкова) из «Жестокого романса». А вот для моряков же наших дней Азов и Керченский пролив стали очередным, уже которым по счету, испытанием на выдержку и прочность, для кого-то последним пристанищем… Очевидцы утверждают, что некоторые корабли стихия носила по волнам «как щепки». Среди затонувших судов, чудес не произошло, оказались и суда, переоборудованные из речного класса. А что же прокуратура? Оценку случившемуся сейчас дает Генеральная прокуратура РФ. Органы прокуратуры, как отметил Юрий Чайка своевременно отреагировали на возникновение этой чрезвычайной ситуации. Прокуратура Краснодарского края, Южная транспортная прокуратура организовали проверки причин аварий, а также соблюдения законности при проведении мероприятий по ликвидации последствий кораблекрушений. По всем выявленным нарушениям законов принимаются сейчас меры прокурорского реагирования. Для оценки ситуации, оказания практической и методической помощи, принятия оперативных мер на место катастрофы выезжала бригада Генеральной прокуратуры России. Генеральный прокурор РФ поручил транспортным прокурорам разработать и осуществить комплекс мер по совершенствованию организации надзора за исполнением законодательства о безопасности мореплавания на объектах транспорта, а также в двухнедельный срок образовать в Краснодарском крае природоохранную прокуратуру. Кроме того, Генеральная прокуратура вместе с Минтрансом при участии транспортных прокуратур скоро проверку исполнения законодательства о безопасности мореплавания капитанами морских портов, судов и территориальными органами Ространснадзора. Как говорится, по следам «грянувшего грома».
По первым же экспертным оценкам катастрофы в Керченском проливе выходит, что одной из основных причин, приведшей к гибели судов и человеческим жертвам, стал именно «преклонный возраст» судов, а также несоответствие их технических характеристик и конструктивных особенностей требованиям безопасности. Источник во флотской компании «Палмали», напомнил, еще в 2004 году, когда представители этой компании выступали против реновации судов возраст которых превышает 20 лет, ряд чиновников и судовладельцев были не согласны с их позицией. Это привело к катастрофе, ущерб которой нельзя измерить в денежном эквиваленте, непоправимый ущерб нанесен экологии, потеряны жизни моряков – бесценных кадров. Суда, имеющие речной класс не могут и не должны выходить за пределы реки, уверяют в «Палмали». Мировой опыт только подтверждает это. Кстати, 53 судов, оказавшихся в зоне бедствия, 21 принадлежало именно данной компании. Эти корабли выдержали испытание стихией, не получив никаких повреждений. Все суда имеют двойное дно и двойные борта, содержатся, как отмечают специалисты, в идеальном состоянии. Анализируя причины трагедии в Азовском море, нельзя не упомянуть и о высоком профессионализме капитанов этих судов, которые получив предупреждение о надвигающемся шторме, верно оценили ситуацию и успели отойти в район безопасных якорных стоянок.
- Капитанская должность, - отмечает ветеран флота, а ныне активист Ростовского-на-Дону морского собрания Михаил Павлович Алексашин, - не позволяет останавливаться в развитии – приходится постоянно совершенствовать навыки руководства экипажем в условиях постоянно возрастающих требований, изучать особенности каждого порта, вникать не только в технические и технологические вопросы, но и в экономику, юриспруденцию, знать требования международных конвенций и национального морского законодательства, соблюдать важнейшие стандарты безопасности мореплавания.
Мелкие да и средние компании, отмечают независимые источники, до сих пор уводят под так называемый «удобный флаг» (Камбоджи, Либерии или, скажем, Панамы) корабли место которым «на свалке». Отсюда – рост аварийности. Ответственность за это опять-таки ложится на капитанские плечи. Тем не менее, в расчете на тонно-километры, морские перевозки продолжают оставаться самым недорогим способом. Даже если груз, заказанный, скажем, в США, получатели по эту сторону Атлантики ждут, допустим, месяц. Около 90 процентов мировой торговли идет именно через морской транспорт. А к 2020 году торговля предположительно утроится. По крайней мере, такой прогноз дают представители Всемирной конференции по морским технологиям. Неслучайно их коллеги, инспекторы Евросоюза, запланировали свой визит в азово-черноморскую зону бедствия, желают лично убедиться в масштабах катастрофы, дать свое определение причиненному ущербу. Наверняка в заключении евросоюзовцев прозвучит рекомендация о куда более масштабном,чем ныне использовании новых, высокотехнологичных судов и пример заметно обновившегося последнее время флота «Палмали». Однако как бы не менялась специфика моряцкой работы – это всегда профессия повышенного риска. А фильм о Керчи и Азове – искрений, правдивый – хоть и без михалковского участия, а все-таки состоялся. Его сняли юные моряки, от 12 лет и старше. Они прошли на парусно-весельных ялах из Ростова до Керчи.Попадали и в шторм. По счастью, не такой мощный, как при гибели танкеров сухогрузов. Свой поход они посвятили 100-летию легендарного моряка Николая Лунина. Словом, по-прежнему полосатая она моряцкая жизнь. Такие вот светлые полосы, как и во все века, чередуются с темными: море, как и на заре судоходства не прощает отсутствие профессионализма и беспечности.
Валерий Сипетин