Российский фонд федерального имущества в 2008 году намерен продать 20% акций Архангельского морского торгового порта и 100% акций Мурманского рыбного порта
Эксперты уже высказали предположения, что единственный претендент на покупку доли в Архангельском порту – это компания «Норильский никель», которому уже принадлежит более 53% порта. Им кажется вполне логичным, что горно-металлургический гигант будет наращивать свое присутствие в порту, через который экспортирует металлы, а также переправляет в Норильск грузы, необходимые для жизнедеятельности заполярного промышленного узла, полностью зависящего от «северного завоза». Однако сам в Норникеле на запрос «Росбалта» заявили, что в этих торгах участвовать компания не собирается: имеющейся доли вполне достаточно. Не исключена ситуация, что торги и вовсе не состоятся. Но вот с МРП все не так просто и очевидно – за этот актив может разгореться борьба между рядом мурманских и петербургских компаний.
Аукцион по продаже 100% акций Мурманского рыбного порта с начальной ценой 3,19 миллиарда рублей назначен на 3 июня, заявки принимаются до 26 мая. Порт до недавнего времени являлся федеральным госпредприятием и лишь в прошлом году был преобразован в ОАО со стопроцентным участием государства. Он, пожалуй, остается единственным не приватизированным стивидорным активом в регионе, где спрос на портовые мощности значительно превышает предложение, постоянно строятся новые морские перегрузочные комплексы, а уже работающие терминалы время от времени переходят из руки в руки по мере того, как меняются интересы грузовладельцев.
Жесткая конкуренция между последними и борьба различных экспортных коридоров стали причинами того, что на Балтике и Баренцевом море терминальные комплексы практически принадлежат либо трейдерам (главным образом в Прибалтике), либо экспортерам, либо госмонополиям (таким как РЖД). Незначительная часть (Петербургский нефтяной терминал и Мурманский морской торговый порт) контролируются местным бизнесом, не сдавшим позиции в борьбе с крупными компаниями.
Все три вышеперечисленные группы могут вступить в соревнование, где приз — свыше 160 га территории порта, общая протяженность причальной стенки которого превышает 4 километра. Наши источники сходятся на одном – МРП может быть прекрасным местом для перевалки лишь двух типов грузов: нефтепродуктов и контейнеров, потому что перевалку только рыбных грузов на такой большой территории не может сделать работу стивидорный компании прибыльной. Большой плюс в том, что порт можно превратить в мощный универсальный терминальный комплекс: Кольский залив является незамерзающим и глубоководным, а также служит прекрасным трамплином для экспорта грузов в Северную Америку. Более того, бизнес и власть обсуждают проект транспортного коридора для доставки контейнеров из Китая в США по железной дороге через территорию России, а затем через океан – как раз из Мурманска. Минус во всем этом тоже существенный – отсутствие возможности у железной дороги привезти на берега Кольского залива дополнительные объемы грузов. Сейчас однопутная ветка «Петрозаводск-Мурманск», перевозя около 20 миллионов тонн в год, превысила свою номинальную мощность, и специалисты вообще удивляются, как она справляется с такими нагрузками.
Тем не менее, государство и крупные госкомпании, анонсировав планы строительства морского транспортного узла на Кольском заливе, где предполагается переваливать на десятки миллионов тонн больше грузов, чем сейчас, вероятно, уже думают о строительстве второй железнодорожной нитки в порт. Тем более, что угольщики, нефтетрейдеры и Мурманский морской торговый порт хотят построить на Кольском заливе наливные, угольные и контейнерные терминалы. Нельзя забывать и о том, что разработка Штокмановского и Приразломного (а в перспективе и других) месторождений на шельфе требует завоза грузов с материка, для чего также нужны новые портовые мощности. И если государство думает о том, как в разы увеличить объемы доставки грузов в северный порт, то участники стивидорного бизнеса, скорее всего, уже прицениваются к МРП.
Одним из серьезных претендентов на продаваемый актив считаются акционеры компании «Первый Мурманский терминал» (ПМТ), который занимается перевалкой наливных грузов на мощностях, взятых в аренду у МРП на 10 лет. В 2007 году ПМТ экспортировал почти 900 тысяч тонн нефтепродуктов, почти утроив показатели 2006 года, и, как говорят на рынке, собирается расти и дальше (единственный сдерживающий пока фактор – ограниченные мощности железной дороги). Огромное преимущество ПМТ перед другими претендентами на рыбный порт заключается в том, что «Первый Мурманский…» уже контролирует нефтеперегрузочный комплекс порта. Довольно сильны позиции и у акционеров ПМТ — это группа предпринимателей из Санкт-Петербурга, частные лица, которые контролируют ряд компаний в питерском порту, предоставляющих разнообразные портовые услуги, в том числе – по деятельности портофлота, по бункеровке, и так далее. Участники рынка утверждают, что эти бизнесмены серьезно заинтересованы в экспорте нефтепродуктов как в Петербурге (где возможности для роста в этой сфере не очень велики – передел рынка позади), так и в Мурманске, где как раз предоставляется шанс.
Конкуренцию «питерским» могут составить владельцы двух мурманских экспортеров (или стоящие за ними нефтетрейдеры). На побережье Кольского залива работают два береговых нефтепродуктоперевалочных комплекса — «Коммандит Сервис», созданный экс-менеджерами Мурманского морского пароходства (экспортировал 980 тысяч тонн мазута в 2007 году) и «Тангра Ойл» (почти в 4 раза, до 320 тысяч тонн, сократил в прошлом году экспорт из-за смерти его владельца и неопределенности с будущим статусом терминала). Если обе эти компании сочтут, что им удастся решить вопрос с доставкой нефтепродуктов на Кольский полуостров по перегруженной железной дороге, то они, вероятно, могут побороться за активы МРП, чтобы оттуда отгружать наливные грузы.
Две компании могут быть заинтересованы в развитии контейнерных мощностей на территории МРП. Во-первых, это – Мурманский морской торговый порт, имеющий амбициозные планы развития. Один из самых крупных его проектов – это строительство контейнерного терминала мощностью от 300 тыс. до 1 млн двадцатифутовых контейнеров типа TEU. Для этого нужна территория и причальные стенки – как раз этим и может похвастаться продаваемый МРП. Кроме того, трафик контейнерных грузов интересен монополии РЖД, либо выделяемым из нее контейнерным дочкам. Например, накануне намеченного на осень IPO «Трансконтейнера» (после которого его контрольный пакет должен остаться в руках РЖД) этой компании не помешают лишние перевалочные мощности в портах для увеличения собственной цены. А сама РЖД сейчас активно входит в капиталы стивидорных фирм – и тому пример недавняя покупка монополией пакета компании Усть-Луга. Правда, сама РЖД свой интерес к МРП подтверждать не спешит.
Наконец, существует еще один теоретический претендент на Мурманский морской рыбный порт, который в случае своего участия в торгах, скорее всего, окажется самым удачливым в силу как финансового, так и административного ресурса. Международный нефтетрейдер Gunvor, контролирующий треть экспорта нефти и нефтепродуктов из России, осенью прошлого года заявил о том, что хочет купить один терминал на севере, и один – на Черном море. Gunvor занимает лидирующее положение в сфере торговли энергоресурсами в Балтийском регионе и хочет упрочить свои позиции на севере. В частности, он уже взял в управление нефтеперевалочный порт Витино в Белом море. Один из трейдеров, работающий с экспортом в порту Санкт-Петербурга, сказал «Росбалту», что Gunvor смотрит либо на Усть-Лугу, либо на один из терминалов Мурманска. В любом случае, если эта компания примет решение о покупке МРП, все другие претенденты могут, как говорится, отдыхать: многомиллиардный оборот и связи в высших эшелонах власти (совладельца Gunvor Геннадия Тимченко СМИ называют хорошим знакомым ряда высших российских чиновников) сделают борьбу за этот актив бессмысленной и заранее предсказуемой.
Андрей Михайлов
Росбалт
Реклама
Полимерные полы являются универсальной и надежной защитой интенсивно эксплуатируемого пола в складских, торговых и промышленных помещениях.
На объектах с высокой проходимостью людей и техники требуются высокие
износостойкие полы и прочностные характеристики пола, всем этим требованиям удовлетворяет