Газета "Время и Деньги" в одной из статей, посвященных речному транспорту, приводит такое мнение речников: "Скоростной флот умирает, да, кажется, и не только скоростной… За последние пятнадцать лет в России не было построено ни одного пассажирского пригородного теплохода… А через десять лет в стране и вовсе не смогут проектировать и строить отдельные виды речного транспорта - те же суда на подводных крыльях". Но у трудящихся ОАО "Зеленодольский завод имени А.М.Горького", которые построили для речного флота свыше четырехсот скоростных пассажирских судов - таких, как "Метеор", "Метеор-2000", "Линда", "Терьер", совсем иное настроение, позволяющее смотреть в будущее с оптимизмом.
По водным и небесным технологиям
Завод имени А.М.Горького всегда считался пионером и лидером в области строительства скоростных судов и кораблей с динамическими принципами поддержания: на подводных крыльях, на воздушной подушке, на воздушной каверне. Заводчане и сейчас не сидят сложа руки. Например, в 2006 году администрации Тюменской области был передан теплоход на подводных крыльях "Метеор" - традиционная эксклюзивная продукция завода, пользующаяся спросом до настоящего времени. В том же году для ОАО "Ленское объединенное речное пароходство" был отправлен скоростной пассажирский теплоход нового поколения, построенный заводчанами по проекту А45 петербургского ООО "Агат Дизайн Бюро". Показательно, что теплоход самостоятельно прошел непростой путь до места дислокации. Сначала - до Архангельска: по Волге, Волго-Балтийскому каналу, Онежскому озеру, Беломоро-Балтийскому каналу и Белому морю. Затем - "пассажиром" судна "Капитан Данилкин" - по Северному морскому пути до порта Тикси. Оттуда - вновь самостоятельно - по Лене, до места приписки - Якутска, где состоялась презентация теплохода с участием администрации Республики Саха (Якутия). В 2007 году специалистами завода имени А.М.Горького судно было подготовлено к навигации на Лене - речники Якутии успешно эксплуатировали его все лето. В результате сегодня мы можем предложить флоту судно нового поколения, отвечающее всем современным требованиям Российского речного регистра и Госсанэпиднадзора на транспорте. Это судно, по словам присутствовавшего на ходовых испытаниях Премьер-министра Республики Татарстан Рустама Минниханова, является инновационным проектом, который ждет прекрасное коммерческое будущее на российском и зарубежном рынках.
Да иначе и быть не может. Ведь это скоростное комфортабельное пассажирское судно глиссирующего типа с автоматически управляемой динамикой движения (механизированным днищем), созданное на основе интеграции судостроительных и авиационных технологий. Оно способно без дозаправки со скоростью 75 км/ч перевозить на расстояние 600 километров до 100 пассажиров с багажом (это пассажирский вариант теплохода, а его представительский вариант вмещает 50 пассажиров). Столь выдающихся характеристик удалось достичь благодаря сочетанию впервые разработанной двухреданной гидродинамической схемы судна, оборудованного управляемыми интерцепторами, и применению в качестве движителей специально спроектированных и изготовленных на заводе имени А.М.Горького водометов.
И это только начало
Будут небезынтересны некоторые технические характеристики судна. Водоизмещение - около 68 тонн, длина - около 32 метров, ширина - около 6 метров, высота борта - 2,05 метра, материал корпуса - алюминиевый сплав. В качестве главных двигателей применены два надежных дизеля фирмы MTU (Германия). Компьютерная техника позволяет эффективно управлять движением судна и работой всех его механизмов и систем. Еще одно из многочисленных достоинств - малая осадка (90 сантиметров), поэтому теплоход не требует специально оборудованного места для подхода к берегу, а это особенно важно в связи с тем, что не везде сохранена береговая инфраструктура - причалы, плавучие пристани, дебаркадеры. К тому же способность причаливать к необорудованному берегу позволяет высаживать пассажиров в любом удобном для них месте. Словом, теплоход проекта А45 отвечает всем современным нормам комфортности и соответствует всем установленным международным требованиям по параметрам шума и вибрации, а также параметрам перегрузок, воздействующих на человека и вызывающих морскую болезнь.
Сегодня на заводе начато строительство серии из шести скоростных пассажирских теплоходов проекта А45-1, четыре из которых будут работать в Красноярском крае - их планируется отправить на Енисей в этом году (заинтересованность в приобретении судов проектов А45 и А45-1 выражают и речники других регионов России). Кстати, наше предприятие - единственный судостроительный завод России, где произведена подготовка производства для серийного строительства судов, предназначенных для массовых перевозок пассажиров. К тому же во время строительства судов на нашем предприятии проводится обучение экипажа каждого теплохода. А обслуживание судов проводится по программе расширенного гарантийного сервиса. Добавим, что впереди - строительство теплоходов проекта А145 для прибрежных морских перевозок.
Сейчас, когда правительство Российской Федерации поставило целью создание конкурентоспособной судостроительной промышленности, существенно изменится и законодательное, и нормативно-правовое обеспечение судостроительной стратегии. Планируется принятие нулевых ставок НДС на импортное оборудование, аналоги которого в России пока не производятся; субсидирование процентных ставок по кредитам отечественных банков; развитие системы лизинга для судоходных компаний, приобретающих суда речного флота у российских производителей.
Мы согласны с газетой "Время и Деньги", что в Республике Татарстан - оптимальная география для скоростного флота, что имеются прекрасные возможности для подготовки кадров, что промышленное освоение регионов Закамья, безусловно, поднимет спрос на речной транспорт, что у нас, наконец, накоплен большой опыт по строительству скоростных судов, потерять который - преступление. И на закономерный вопрос газеты: "Кто сведет все это воедино?", - можем ответить: "ОАО "Зеленодольский завод имени А.М.Горького!" Заводчане не боятся нового, и мы никогда не останавливаемся на достигнутом.
Лариса Кашина, заместитель генерального директора ОАО "Зеленодольский завод имени А.М.Горького" по стратегическому развитию и маркетингу
Время и Деньги