Два норвежских инспектора рыбоохраны, находившихся на российском траулере "Электрон", поднялись на борт норвежского сторожевика "Тромсе". Таким образом, как сообщает ПРАЙМ-ТАСС, операция, начавшаяся сегодня утром в Мотовском заливе Баренцева моря, успешно завершилась. Норвежцы в сопровождении представителей погранслужбы ФСБ России пересели с "Электрона" на спасательное судно Северного флота "Алтай", которое и доставило их на "Тромсе", находящийся на якорной стоянке в российских территориальных водах. Российские пограничники получат от норвежской стороны документы, необходимые для проведения расследования инцидента с "Электроном".
Траулер, команда которого создала немало проблем военным и дипломатам России и Норвегии, вскоре окажется у причальной стенки порта приписки - Мурманск. Начнется работа юристов и экспертов, которым предстоит разобраться в причинах и обстоятельствах инцидента. Как полагает глава Федерального агентства по рыболовству России Станислав Ильясов, в случае доказанности вины капитана его могут лишить лицензии, а компанию-судовладельца - квоты на добычу рыбы. "Анализом инцидента и установлением ответственности вовлеченных в него сторон займется смешанная российско-норвежская комиссия", - пояснил ранее С.Ильясов в беседе с ИТАР-ТАСС. "В случае установления вины капитана и если причиненный его действиями ущерб превысит 1 млн 800 тыс рублей, компания-судовладелец может быть лишена квоты на промысел". Как заявил С.Ильясов, его ведомство "все чаще получает жалобы от российских рыбопромысловых компаний на неправомерные, с их точки зрения, действия норвежской стороны в районе архипелага Шпицберген". "Только в этом году, - подчеркнул он, - я получил более 10 жалоб со стороны наших компаний".
Официальные российские представители уже прямо заявили о намерении поставить перед Осло вопрос о параметрах рыбоохранной зоны, установленной Норвегией в районе архипелага Шпицберген. Именно в пределах этой зоны в минувшую субботу и был задержан мурманский "Электрон". Норвежские инспекторы обвинили экипаж судна в использовании рыболовного трала с размером ячейки меньше разрешенного. Как заявил 18 октября глава МИД РФ Сергей Лавров, комментируя коллизию с траулером, "инцидент произошел в районе Шпицбергена, который норвежская сторона объявила рыбоохранной зоной. Мы никогда не соглашались с параметрами, которые были установлены норвежцами в одностороннем порядке". С.Лавров напомнил, что эта тема "долгие годы является предметом переговоров России и Норвегии". "С советских времен у нас есть договоренность, что в случае возникновения какая-либо проблема будет регулироваться путем соответствующих запросов и получение на них ответов, - сказал он. - Так это было до последнего времени". Аналогичной точки зрения придерживается глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев. По его словам, "совершенно очевидно, что речь идет о ситуации, в которой существует некий правовой вакуум". "Норвегия, - пояснил он, - еще в 70-е годы установила в одностороннем порядке двухсотмильную зону вокруг Шпицбергена, которая не признается большинством государств". "У России, США и Японии также есть интересы в этой зоне. До сих пор в этом вопросе соблюдалось джентльменское соглашение: де-юре эта зона существует, но де-факто норвежская сторона не настаивает на строгом соблюдении этих правил", - отметил парламентарий. При этом К.Косачев подчеркнул, что "действия капитана российского судна в любом случае неадекватны". "Этот прискорбный инцидент не должен нарушить весьма продуктивное и благополучное сотрудничество между Россией и Норвегией", - сказал он. Как признают эксперты, главной "пружиной" конфликтной ситуации вокруг промысловой зоны Шпицбергена остаются экономические интересы. Только российские промысловые компании добывают там более 100 тыс т пикши, трески, сельди.