В Мурманске Михаилу Фрадкову пожаловались на произвол его подчиненных
Во время визита в Мурманск российский премьер Михаил Фрадков мог лично убедиться, что представляет собой «разграничение полномочий» в нынешних российских условиях.
По мнению местных чиновников, федеральные органы власти, вместо того чтобы помогать развитию региона, только мешают ему. Сначала эта тема прозвучала на совещании, посвященном освоению российского континентального шельфа. Для области это важнейший вопрос. Если нефть и газ, добываемые на шельфе, пройдут на экспорт через мурманский торговый порт, это подхлестнет развитие не только самого порта, но и всего региона, который пока не может похвастаться высокими темпами роста – в этом году ожидается не более 2%. Запасы шельфа западной Арктики (Баренцево, Карское и Печерское моря) оцениваются в 75 млрд. тонн топлива в нефтяном эквиваленте. Однако из 15 открытых месторождений лишь по двум ведется активная геологоразведка. Представители предприятий, занимающихся разведкой шельфа, просили у Фрадкова достаточно простых решений: увеличить финансирование и восстановить единую госструктуру, отвечающую за проведение геологоразведочных работ. Но у федерального Минприроды иные приоритеты. Как сообщил на совещании министр природных ресурсов Юрий Трутнев, до конца года на заседании правительства должен быть рассмотрен комплекс мер по освоению шельфа. Но пока центр даже не определил, какие нефтегазовые регионы России развивать в первую очередь: шельф, Западную Сибирь или Восточную.
Критика федеральных ведомств продолжилась на следующем совещании - по социально-экономическому развитию Мурманской области. Губернатор Юрий Евдокимов посетовал, что до административной реформы на территории области работало 3 тысячи 210 федеральных чиновников. После "сокращения» их стало на 600 человек больше. В обладминистрации, для сравнения, всего 670 сотрудников. Расплодившиеся федеральные чиновники мешают даже друг другу. Например, выдавать разрешение на вылов рыбы уполномочен Россельхознадзор, но по инерции этим занимается и Федеральное агентство по рыболовству – наследник упраздненного Госкомрыболовства. В итоге, по словам Евдокимова, «инспекторы, вместо того чтобы ловить нарушителей, следят друг за другом».
Но главная проблема связана с абсурдностью критериев, по которым делятся полномочия между центром и регионами. Если рядом с федеральной пожарной частью горит жилой дом, то она не может послать туда своих работников, так как тушение жилого массива - прерогатива региональных пожарных служб, возмущается Евдокимов. Правда, по поручению президента уже подготовлены поправки, которые должны исправить ситуацию: 114 полномочий делегируются центром в регионы. Но Мурманской области, считает Евдокимов, от этого легче не станет: в ходе согласования поправок «федеральные ведомства развернули настоящую войну за свои полномочия». В результате от первоначальной идеи осталось немногое. «Предполагалось, например, отдать полномочия по распределению квот на рыболовство региональным властям. В итоге этот пункт в проекте поправок дополнен словами: с последующим утверждением в федеральных органах власти», - сказал Евдокимов.
На этот упрек Фрадков Евдокимову, правда, так и не ответил. Зато обнадежил, что правительство подумывает о передаче еще одной порции полномочий в регионы. Но небескорыстно: чем больше власти получат губернаторы, тем больше будет и спрос с них. С учетом того, что неэффективных губернаторов теперь легко снять с работы, похоже, им стоит всерьез подумать о том, надо ли так уж настаивать на новых полномочиях.