Глубоководные водолазные комплексы, размещаемые на судах.
16.04.2010 | Судостроение
Глубоководный водолазный комплекс – это сложное техническое сооружение, предназначенное для обеспечения водолазных спусков и работ на глубинах до 300 и более метров, которые осуществляются методом длительного погружения (ДП)
Первые сообщения о водолазных спусках методом ДП, или, как их еще называют, «на-сыщенных погружений», появились в зарубежной литературе в 60 годах ХХ века. Сущ-ность метода состоит в том, что наиболее травматичный для водолаза процесс – деком-прессия – производится не после каждого кратковременного спуска водолаза на глубину, а только один раз, после его длительного пребывания под рабочим давлением. Метод на-сыщенных погружений экономит и время, и здоровье водолаза и может рассматриваться как предпосылка к активному освоению человеком морских глубин.
При таких спусках для отдыха водолазов используются, как правило, специальные жилые барокамеры, которые оборудуются системами жизнеобеспечения и заполняются оптимальной для рабочей глубины газовой смесью, сжатой до давления, равного забортному. Повышение давления до рабочего в барокамерах с водолазами начинается за несколько часов до первого спуска, по окончании работ рекомпрессия водолазов в барокамерах проводится в течение нескольких суток.
Сложный и потенциально опасный процесс проведения водолазных спусков методом ДП требует как высокой подготовки обслуживающего персонала и водолазов-глубоководников, так и тщательно продуманной взаимной увязки технических решений.
Именно эту сложную задачу увязки технических решений и решают судовые глубоко-водные водолазные комплексы длительного погружения (ГВК ДП).
ГВК ДП представляют собой барокамеры в сочетании с комплексом дополнительных технических средств, размещенные на судах, катерах, плавбазах и других специализиро-ванных плавсредствах. ГВК ДП – это сложная инженерная система, существенно влияю-щая на облик судна-носителя и его тактико-технические характеристики.
За рубежом активное строительство ГВК ДП ведется с 70-х годов ХХ века. Толчком для развития этой отрасли явилось освоение нефтяных месторождений на шельфе. На ру-беже ХХ-ХХI веков из-за резкого повышения цен на нефть произошел скачек в развитии шельфовой нефтедобычи, что повлекло за собой и массовое проектирование и строитель-ство ГВК ДП и их судов-носителей.
Так за период 1970-2008 гг. построено: ГВК-200 - более 50 шт., ГВК-300 – более 40 шт., ГВК-450 – более 6 шт.
В современной России опыт проектирования, строительства и, что самое главное, эксплуатации ГВК ДП практически отсутствует. Имеющиеся ГВК советской постройки предназначены для проведения водолазных спусков методом краткосрочных погружений (КП), что существенно отличает их конструктивно от ГВК ДП. Также практически отсут-ствует опыт проведения водолазных спусков методом ДП. Исключение составляет ста-ционарный ГВК 500 в 40 ГНИИ МО РФ, предназначенный для экспериментальных спус-ков, а также работы по обеспечению подъема АПК «Курск» и то только в части выполне-ния работ водолазами. Причем во втором случае спуски проводились с использованием зарубежного ГВК ДП, размещенном на специализированном плавсредстве, который об-служивали подготовленные сертифицированные иностранные специалисты.
На сегодняшний день в России ситуация несколько изменилась и строительство глубоко-водных водолазных комплексов стало одной из приоритетных задач. Это обусловлено и активной работой по освоению шельфовых зон, в рамках которой уже ведутся подводные работы на больших глубинах морских акваторий, и текущая модернизация глубоководно-го флота аварийно-спасательных сил ВМФ, МЧС и Минтранса. Но, пожалуй, основная причина появления тенденции к развитию ГВГ ДП это то, что Россия, как современная морская держава, не может оказаться «за бортом» мировых технологий, а реализация су-достроительной программы является здесь дополнительным стимулом.
В России ведущим предприятием по оснащению судов водолазными комплексами, в том числе глубоководными, является ОАО «ТЕТИС ПРО». Компания осуществляет проектирование, поставку и монтаж водолазного оборудования «под ключ» на судах новой постройки; проводит модернизацию судовых водолазных комплексов, находящихся в эксплуатации, оснащение их дополнительным оборудованием и системами жизнеобеспечения. Комплекс работ по проектированию и изготовлению ГВК проводится на собственном производстве с использованием комплектующих отечественного и зарубежного производства.
Компания занимается не только проектированием и производством, но и проведе-нием пуско-наладочных, регулировочно-сдаточных работ в процессе швартовных, заво-дских ходовых и государственных испытаний, проведением обучения специалистов, экс-плуатирующих организаций, а также выполнением мероприятий авторского и технического надзора в процессе всего цикла эксплуатации изделий.
Одним из ведомств, которое в силу поставленных задач интенсивно ведет строи-тельство судов, в том числе оснащенных глубоководными водолазными комплексами яв-ляется ФА Морского и речного транспорта. Строительство судов ведется в интересах ФГУ «Госморспасслужба России». В задачи службы входят поиск и спасение людей тер-пящих бедствие на воде, оказание помощи терпящим бедствие судам, ликвидация аварий-ных разливов нефтепродуктов, обслуживание нефтедобывающих платформ, нефте-газоразведочных буровых установок, проведение буксировочных операций, подводно-технических, водолазных, гидростроительных работ различного назначения. В настоящее время на Ярославском судостроительном заводе идет строительство специализированного водолазного судна проекта SDS 08. На этом судне силами ОАО «Тетис Про» монтируется глубоководный водолазный комплекс (ГВК).
Комплекс предназначен для выполнения водолазных спусков в водолазном полу-колоколе на глубину до 60 м при использовании для дыхания воздуха и до 100 м при ис-пользовании специальных дыхательных газовых смесей.
Основное оборудование ГВК:
• Барокамера HYTECH (Нидерланды);
• система воздухоснабжения (компрессоры, баллоны-воздухохранители, трубопро-воды высокого и среднего давления, воздухораспределительные щиты, запорная и регулировочная арматура и т.п.);
• система обеспечения связи (водолазная двухпостовая и барокамерная телефон-ные станции);
• пульт подачи воздуха водолазам с пневмоглубиномерами;
• зарядная панель для зарядки баллонов дыхательных аппаратов;
• средства спуска водолазов под воду с судна (водолазный трап, беседка, полуко-локол)
В качестве источника сжатого воздуха используются специальные компрессоры воз-духа высокого давления Bauer в морском исполнении, отличительной особенностью которых является:
• усиленная вибро- и ударозащищенность;
• способность работать в условиях качки до 30;
• стойкость к коррозии в морских условиях.
В состав ГВК входят также баллоны для хранения запасов кислорода, гелия и кисло-родно-азотно-гелиевых смесей (КАГС), предназначенных для:
• проведения водолазных спусков на глубины более 60 м;
• проведения декомпрессии с применением для дыхания кислорода;
• проведения в барокамере лечебной рекомпрессии по всем режимам и оксигено-баротерапии.
Баллоны смонтированы в моноблок (рэк) и объединены в группу. Количество балло-нов в моноблоке – от 2 до 12 шт. в зависимости от поставленных задач. На моноблоке ус-тановлена запорная, контрольная и предохранительная арматура. Моноблок устанавлива-ется и раскрепляется на палубе судна и подсоединяется к системе газоснабжения водолаз-ного комплекса.
Управление всеми системами и оборудованием комплекса осуществляется с интег-рированного поста управления, расположенного в помещении судна и позволяющего с одного рабочего места управлять всеми технологическими процессами и контролировать все необходимые параметры.
В состав ГВК входят различные типы водолазного снаряжения: комплекты шланго-вого водолазного снаряжения (вентилируемого и с открытой схемой дыхания) и комплек-ты легководолазного снаряжения в шланговом или автономном вариантах.
Для обеспечения водолазных спусков и работ в холодной воде в состав комплекса может входит водообогреваемое водолазное снаряжение в комплекте с установкой водо-обогрева.
Водолазный полуколокол и спускоподъемным устройством (СПУ).
Основные элементы комплекса:
• несущая открытая рама с СПУ;
• водолазный полуколокол с системами газоснабжения, связи и т.п.
• пост управления.
Полуколокол рассчитан на трех человек – 2-х работающих водолазов и одного опе-ратора колокола.
Состав оборудования полуколокола:
• стальной с иллюминаторами или прозрачный плексигласовый купол;
• места для размещения водолазов;
• грузовая платформа с корзиной для инструмента;
• КШС водолазов (2 шт. по 40 м) и оператора колокола (45 м) с местами крепления;
• баллоны с аварийным запасом газов – 4 шт., 50 л, 200 кгс/см2;
• система газораспределения и подачи газов водолазам;
• система дыхания кислородом (BIBS маски);
• система подачи горячей воды в водообогреваемое снаряжение
• система подводного освещения и видеонаблюдения;
• система связи с гелиевым корректором речи.
СПУ обеспечивает вынос колокола за борт судна, спуск/подъем колокола с заданной скоростью, автоматическую подачу КШС колокола.
Для обеспечения безопасности спусков колокола в конструкции СПУ предусмотре-на:
• основная система спуска/подъема;
• резервная система спуска/подъема;
• ручная (аварийная) система спуска/подъема.
Состав СПУ:
• несущая открытая рама с установленным оборудованием;
• П-образная стрела выноса колокола за борт судна;
• выдвижная платформа для захода в колокол и выхода из него;
• гидравлическая станция с двумя гидравлическими насосами - основным и ре-зервным;
• лебедки с гидравлическим приводом;
• КШС колокола;
• корзина для КШС;
• электрические распределительные щиты - основной и резервный;
• система аварийной сигнализации;
• система ручного аварийного подъема.
Рама с СПУ и установленным оборудованием имеет габаритные размеры стандарт-ного 20-ти футового морского контейнера.
Все управление осуществляется из водолазного поста.
Пост управления обеспечивает:
• управление спуском/подъемом водолазного полуколокола;
• подачу газов и газовых смесей к водолазному полуколуколу;
• связь с водолазами находящимися под водой и персоналом, обслуживающим спуски;
• видеонаблюдение за работой водолазов под водой и персонала, обслуживающего спуски.
Компоновка поста обеспечивает возможность управления всеми технологическими процессами с одного рабочего места.
Таким образом, глубоководный водолазный комплекс оснащен всем необходимым оборудованием и системами для выполнения подводных работ на глубинах до 100 метров.
Плановый срок сдачи судна в эксплуатацию - 3 квартал 2010 года, в октябре прой-дут государственные испытания.
Материал предоставлен ОАО «ТЕТИС ПРО»