Яхта "Феона"
18.05.2006 |
Как считают археологи, человек не менее тысяч лет пользуется парусом. Это простое устройство сделало доступными для людей крошечные острова и огромные материки. Лучшие математики занимались астрономическими расчетами. Изобретали новые конструкции паруса, увеличивали количество мачт и площадь парусов.
Недолгий век угля, нефти, паровых котлов, гребных колес потеснил легкие белоснежные крылья клиперов и шхун. Но вытеснить полностью не удалось.
Дело не только и не только в романтике. Трудно придумать более экологически чистый и экономичный вид движителя.
Так же как тысячи и сотни лет назад, бороздят моря и океаны романтики паруса. Причем океаны покоряют наши земляки.
14 сентября 2003 ушла от причала яхт-клуба «Аврал» яхта «Феона». Два мастера спорта Алексей Солнцев и Сергей Труханов пошли в кругосветное плавание. Это их первая кругосветка. В том смысле, что наши ростовчане на яхтах на такое не решались.
На тяжелой крейсерской яхте «Те Вега» ходили Иван Дегтярев (Азов) и Леонид Дубровин (Ростов-на-Дону). В составе советско-американского экипажа.
Дальние спортивные крейсерские походы совершаются не просто так. Есть кроме спортивных целей, миротворческая миссия, представляют яхтсмены наш город и новое поколение россиян. Очень важная задача экологическая. Экипаж ведет дневник в экологическую организацию.
В век спутников невозможно послать к каждому неопознанному пятну исследовательское судно. Будет дорого. А попросить яхтсменов взять пробы воды-ничего не стоит. По крайней мере для экологов.
Включен этот поход в план Министерства по физической культуре и спорту Ростовской области. Есть у экипажа яхты «Феона» письмо министра Бориса Алексеевича Кабаргина.
Капитан яхты Алексей Солнцев имеет опыт хождения через Атлантику. В состав российско-французского экипажа он прошел от до Гваделупы. На катамаране французской постройки. Остались незабываемые впечатления и фотографии. Во всех портах, куда заходил катамаран, зрителей восхищал спинакер. Темно-синий с золотыми звездами. И конечно восхищало мужество экипажа.
В архиве Алексея Солнцева уникальный снимок акулы под водой. Обычно фотографируют плавник, режущий волны.
Второй участник экипажа, Сергей Труханов, человек сделавший себя сам. Вместе с вице-президентом Ростовской городской федерации парусного спорта Леонидом Дубровиным ходил на яхте в Грецию.
По мнению Леонида Дубровина, показал себя в каботажном плавании очень хорошо. Яхта «Роза ветров» была построена в Ростове-на-Дону. Строил ее Вадим Мороз.
Он же был капитаном. Прекрасный конструктор и яхтсмен, говорит Леонид Дубровин.
Начинали с Азовского моря. Если прошел его, …..Азовское море самое сложное. Сильные течения, мелководье. Частая беспорядочная смена ветра. Крутая короткая волна. Частые смерчи. Пограничники соседней державы. Орут, мешая идти удобным галсом.
Пираты в Азовском море тоже есть. Причем, без всяких кавычек, говорит Леонид Дубровин. На ростовские яхты было два нападения. Где нищета, там грабят, в богатых странах этого нет, подводит итог Леонид.
«Роза ветров» четвертая яхта, которую построил Вадим Мороз.
Яхта удачная очень. Вышли в лавировку в поход, вспоминает Леонид Дубровин. Но у Беглицкой косы заметили воду, поступающие через…… узла рулевого управления.
-У яхтсменов есть поговорка: «Двадцать ведер не вода»- улыбается Леонид. Но у Вадима требования к безопасности повышены. Экстрима на яхте хватает и без воды в трюме. На крейсерской яхте должно быть максимально безопасно.
Видимо потому основные впечатления от похода-состояние восторга. Время проведенное под парусом, в срок жизни не засчитывается, считает Леонид Дубровин.
Строя яхты этого класса, люди платят за неописуемое удовольствие. За возможность побыть в ситуации когда ты один и небо, ты и бесконечное море. С этим никакое другое ощущение не может сравниться.
Леонид Дубровин, вспоминая поход на яхте «Те Вега», приводит слова американских офицеров подводных лодок.
Когда идут многодневные переходы, когда нервы на пределе, выдержать помогают воспоминания о походах кадетами под парусом.
Но вернемся в Азовское море, на яхту «Роза ветров».
Капитан решил вернуться, несмотря на плохую примету, устранять течь. Поменяли уплотнение.
Но Сергей Труханов вспомнил, что яхту не освятили. На следующий день священник отец Димитрий Осяк освятил «Розу ветров». Все сразу изменилось.
По прогнозам ветер должен был быть встречным еще неделю.. Но ветер сменился на попутный. Вместо того, чтобы идти в лавировку, прошли Азовское море за тридцать часов. Капитан Вадим Мороз не мог такого припомнить. До Должанской шли двадцать шесть часов.
Яхта неслась в море. Перелетевший внезапно чик, сбил Сергея Труханова в воду, за борт. На лету он успел схватился за полиспас гикошкой. Его успели вытащить.
А так, где искать в море.
-Идете-одевайте страховочную именуемую народом «лифчик», -говорит Леонид Дубровин.
-Вообще, необходими соблюдать минимум правил, продолжает Дубровин,- нельзя на вахте быть без обуви, нужен головной убор, жилет. Босиком, спеша по палубе, недолго повредить ноги. Солнечный удар выведет из строя надолго. Жилет понятно зачем. Алексей Солнцев, вспоминая поход на катамаране, приводит в пример Анну-Лауру. Она заступала на вахту топлес, но в обуви, фуражке, жилете. Леонид Дубровин из похода на «Те Вага», что в переводе с полинезейского означает «Прекрасная Звезда», привез хорошее правило. Американцы принимают вахту за пятнадцать минут до сдачи. Узнают какая погода, каким курсом идут и зачем. Еще у янки вахту сначала принимают, потом сдают.
Несмотря не прекрасные ходовые качества «Роза ветров» оказалась недостаточно комфортабельной для дальних походов. Нет горячей воды, нет душа. Яхта не просто средство передвижения. Это еще и жилище, и место работы.
Была поставлена задача: построить представительскую крейсерскую гоновную яхту. Собрали все лучшее что было в мире на момент постройки. Есть холодильник, опреснитель воды, ветрогенератор, спутниковая связь, навигационное оборудование, горячая вода, душ, генратор, двигатель, радар.
«Феона» оснащена всем для похода класса «О». Сейчас это одна из самых подготовленных яхт в России, среди двенадцатиметровых парусно-моторных. В отделке использован каштан, красное дерево. Когда приходили в порты Франции, Испании все от мололеток на «Оптимистах» до владельцев крейсерских яхт, выражали нескрываемое уважение, вспоминает капитан Алексей Солнцев.
-У нас деревянный корпус с последующей оклейкой, продолжает капитан. Это имеет преимущества перед металлическим или пластиковым корпусом. Летом в яхте прохладно. А учитывая, что ходили в Средиземное море и в Атлантике у экватора, то это немало важно. Был увеличен кокпит, Яхта от этого выиграла.
Обводы обсчитывались на компьютере. За основу брали финскую яхту «Свон». – нас часто путают, - говорит Алексей Солнцев. А финская яхта-победитель.
В «Феоне» больше комфорта. За счет продуманности и опыта. Вадим Мороз при постройке использовал собственные впечатления от предыдущих походов. Знакомились с литературой, делали для себя.
Вернулись из мечты своего детства.
Как уже сообщил «Приазовский край» в Ростове-на-Дону вернулся экипаж представительской крейсерской яхты «Феона». Капитан яхты Алексей Солнцев привез кроме снимков закатов над Атлантикой, снимков плывущих у борта яхты акул еще и море воспоминаний, впечатлений.
Рядом с «Феоной» выпрыгивали из волн огромные киты. Они не играли и не пугали – просто при ударе о воду освобождались от паразитов. Их тело, как корпус судна в теплых водах, покрывают малюски.
Были у экипажа завтраки из летучих рыб. За ночь несколько рыбин, ударившись о парус, остаются на палубе.
За бортом плескались морские черепахи, четырехметровые плоские манты, огромные ядовитые медузы.
Яхта построена в Ростове-на-Дону. Она оснащена самым современным оборудованием, включая спутниковую связь, Интернет, опреснитель, горячий душ. Отделка из красного дерева. Как рассказал Алексей Солнцев яхта вызывает восхищение во всех портах Средиземного моря и Атлантики, которые успели посетить.
Рыбалка в океане зависит от размера снасти, - уверил Алексей, - ты сам решаешь сможешь ли вытащить рыбу, попавшую на выбранный тобой крючок. Крупную рыбу трудно втащить в яхту, трудно умертвить, трудно разделать, холодильник на яхте заполнен продуктами.
- Приходилось есть сырую, резали ломтиками, - улыбается яхтенный капитан.
Сейчас решено вернуть яхту на Средиземное море. Капитан решил обратиться к общепринятой мировой практике. Наряду с обычным экипажем в кругосветном плавании примут участие новички. Маршрут будет поделен на несколько этапов. Новички получив опыт управления наработают ценз для получения удостоверения яхтенного рулевого или яхтенного капитана. А главное, поймут – надо ли покупать яхту себе.
В «кругосветке» ростовской яхты «Феона» в этом году будет постоянный экипаж и участники на этапах. Летом яхта будет у берегов Испании, возле Ибицы. Осенью - на Канарах, Новый год встретят пересекая Атлантику. В районе Галопагоских островов пересекут Экватор. Смена участников этапов планируется в безвизовых странах.
Сейчас вице-президент Ростовской городской Федерации парусного спорта Леонид Дубровин готовит документы для присвоения экипажу званий мастеров спорта международного класса. Пока в Ростове-на-Дону один яхтсмен с таким высоким званием.
Леонид Дубровин участвовал в 1985 году на яхте «Те Вега» в составе советского экипажа по маршруту Нью-Йорк – Лунебург (Канада) – Ленинград. Прошли 5625 миль. В справке, выданной Леониду капитан яхты «Те Вега» н. Линдейер и начальник экспедиции Г. Темкин, отметили способность Дубровина не терять самообладания в экстремальных ситуациях. Все участники получили тогда специальную медаль Федерации парусного спорта. Но это отдельная тема для нашего «Мужского клуба».
Сергей Ничипорюк